Железная дорога. События в пути
Несоблюдение сроков доставки ГрузаУтрата, недостача, повреждение ГрузаРасчеты за перевозку Груза (в том числе пени, штрафы)Переадресовка ГрузаНевыполнение принятой заявки на перевозку ГрузаИскажение в накладной наименования Груза, особых отметок и сведенийУтрата перевозочных документовПревышение грузоподъемности (перегруз)Подача непригодного Вагона/Контейнера под погрузкуЗадержка Вагона/Контейнера под грузовыми операциямиИспользование Вагона/Контейнера без согласия ВладельцаПовреждение или утрата Вагона/КонтейнераИные вопросы участников перевозочного процесса
Взвешивание лесных грузов

ОАО «РЖД» начинают остановку экспорта круглого лесоматериала (кругляка) для взвешивания. Законодательно данный процесс еще не урегулирован, но остановка груза уже начинается. В обоснование правомерности остановки лесных грузов ОАО «РЖД» ссылается на ст. 26 Устава Железнодорожного транспорта РФ, указывая, что вагоны со штабелями леса грузоотправители не могут оформлять по обмеру как ранее, а должны взвешивать каждый вагон для определения массы груза. Учитывая данный факт, многие грузоотправители лесных грузов озадачены, учитывая, что на сегодня по прежнему действует Приказ Минтранса РФ от 19.09.2013 г. № 294 (с изменениями на дату 13.06.2019 г.). Согласно данному приказу Минтранса РФ лесоматериалы всяких пород могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом в универсальных платформах, полувагонах, специализированных вагонах. Согласно ст. 23 Устава железнодорожного транспорта РФ погрузка грузов осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров, согласно указанных на них трафаретам. Размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий.

Таким образом, лесные грузы, в частности круглые лесоматериалы (кругляк), могут перевозиться штабелями леса одного размера навалом или в упакованном виде в грузовых вагонах с соблюдением весовых характеристик по трафарету вагона. Т. е. обмер возможен по-прежнему.

Если говорить об экспорте круглых лесоматериалов, то согласно ст.ст. 5, 19 СМГС определение массы груза при международных грузоперевозках производится в соответствии с правилами национального законодательства страны грузоотправителя. Соответственно СМГС тоже не запрещает определять массу обмером.

Считаем, что в действиях ОАО «РЖД» возникают правовые сложности, т. к. ст. 26 Устава ЖДТ является диспозитивной, учитывая, что в ней есть фраза «может повлечь…». Т. е. статья 26 Устава ЖДТ не устанавливает императивный порядок, а говорит об определении массы (объем, вес и пр.) при отлагательных условиях, которые нужно дополнительно доказывать. Соответственно, ОАО «РЖД» остается использовать только «рычаг» взвешивания, т. к. согласно ст. 27 Устава ЖДТ Перевозчик (ОАО «РЖД») вправе в любое время, на станции отправления, в пути следования или на станции назначения проверять достоверность массы любого груза. Это действенный на сегодня механизм, который как минимум позволяет останавливать лесной груз, для выяснения обстоятельств наличия или отсутствия превышения грузоподъемности вагонов, в порядке ст.ст. 98, 102 Устава ЖДТ. Но, данный механизм ограничен штрафом, если есть превышение трафарета вагона, при этом полная остановка круглых лесоматериалов, в соответствии со ст. 26 Устава ЖДТ, может быть признана незаконной.

Считаем, что если данный спор дойдет до суда, а это наверняка произойдет, то при определении убытков пострадавших сторон, основному судебному исследованию будет подлежать п. 30 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.12.2016 г. № 374. Согласно п. 30 данных Правил прием лесных грузов к перевозке навалом, с определением массы по обмеру, не запрещен.

В любом случае, в соответствии со ст.ст. 25, 119 Устава Железнодорожного транспорта РФ, перспектива каждой спорной ситуации по остановке лесных грузов, будет рассматриваться, исходя из конкретных обстоятельств, указанных в акте общей формы, в коммерческом акте или в ином акте ОАО «РЖД». Будут учитываться род подвижного состава, наименование и вес груза, а также иные данные перевозочных документов и условия фактических обстоятельств остановки, удержания и/или непринятия груза.

Дата публикации: 2020-10-10 Читать все новости