СОВЕТ ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЮ -
ТРЕБУЙТЕ АКТЫ
Доставка грузов по железной дороге иногда приводит к недостаче, повреждению, порче груза, а также к задержке доставки груза. В силу понятных причин Перевозчику выгодно минимизировать свои убытки, которые в таких случаях могут возникнуть из-за претензий Грузополучателя. К примеру, Грузополучателю могут не выдать Акт (коммерческий Акт или Акт общей формы), подтверждающий вину Перевозчика, или выдать неверно оформленный Акт.
Что в этой ситуации нужно сделать Грузополучателю?
Первое: при получении груза необходимо внимательно проверить накладную (графа «отметки Перевозчика»), если в этой графе есть указание о составлении Акта в пути следования груза, необходимо немедленно затребовать этот Акт. Он выдается ТОЛЬКО ПО ТРЕБОВАНИЮ Грузополучателя. Это основной документ, подтверждающий вину Перевозчика или иных лиц во время претензионно-судебного спора. Акт должен фиксировать дату события, состояние запорно-пломбировочных устройств и иные сведения о событии. Все графы Акта должны быть заполнены разборчиво, без подчисток и исправлений. Акт подписывается уполномоченным представителем Перевозчика.
Второе: если Перевозчик отказывается выдать Акт, Вам необходимо написать соответствующее заявление и вручить его представителю Перевозчика под роспись (возможно направление по почте с уведомлением о вручении) в течение 3-х дней с момента получения груза, по скоропортящимся грузам – в течение 1-го дня.
При соблюдении этих рекомендаций (наличие оригинала Акта или заявления о требовании выдать Акт) Грузополучатель закрепляет свое право заявить претензии Перевозчику относительно груза. Вероятность удовлетворения таких претензий становится очень высокой.
Мы коротко затронули один из основных проблемных моментов, связанных с приемкой груза. Понятно, в каждом конкретном случае нужно разбираться предметно, но основная масса разногласий участников перевозочного процесса связана именно с отсутствием нормальных Актов и, как следствие, невозможностью Грузополучателя/Грузоотправителя защитить свои права в суде.
Настойчиво требуя у Перевозчика Акты, Вы первым даете ему понять, что Ваши намерения серьезны, и все Ваши претензии лучше урегулировать в досудебном порядке. |