Учитывая схему устройства железнодорожной инфраструктуры, вопросы участников перевозочного процесса могут быть очень разнообразными. При этом основной принцип работы железной дороги не меняется с 1807 года (дата организации первых регулярных железнодорожных перевозок в Великобритании, Уэльсе). Принцип основан на использовании рельсового пути, подвижного состава (локомотивная тяга, вагоны) и станционных образований. Учитывая индустриализацию, перевозочный процесс стал многосложным и многолюдным. Соответственно, в силу объективных причин, между субъектами перевозочного процесса всегда будут возникать споры. Опыт работы на железной дороге показывает, что основные споры можно систематизировать, классифицировать и научиться разрешать.
Итак, основными спорами, в сфере грузовых перевозок по железной дороге являются:
* Для Грузоотправителей, Грузополучателей – просрочка доставки Груза; задержка выдачи Груза; возврат платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях; возврат провозной платы и незаконных списаний с ЕЛС; довзыскание суммы провозных платежей на железнодорожной станции назначения; возврата штрафа за невыполнение принятой заявки или за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки; взыскание штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев; недостача, повреждение (порча) Груза; взыскание штрафа или возмещение затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров; взыскание штрафа и возмещение убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей;
*Для Владельцев путей необщего пользования - уплата штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования; возврат платы за пользование вагонами, принадлежащими иным юридическим или физическим лицам, сборов за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу; возврат платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, размещенными на контейнерных площадках необщего пользования; возврат платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, при вывозе контейнеров с мест общего пользования средствами грузоотправителя, грузополучателя, а также организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционное обслуживание.
*Для Владельцев Вагонов/Контейнеров (операторов, экспедиторов) – возмещение убытков связанных с повреждением вагонов, в т. ч. провозной платы за доставку вагонов, контейнеров к месту ремонта, неустойки за длительный деповской ремонт; взыскание штрафов за сверхнормативный простой вагонов, контейнеров; взыскание пени за просрочку доставки вагонов, контейнеров; взыскание убытков связанных с переломом тарифов; взыскание стоимости порожнего пробега; взыскание убытков за последствия, возникшие в результате неполного, неправильного, недостоверного оформления перевозочных документов, а также оформления перевозочных документов с нарушением инструкций владельца вагонов, контейнеров; невыполнение Заказчиком (грузоотправителем/грузополучателем) требований таможенных, налоговых и иных государственных органов; взыскание штрафов за захват вагонов, в т. ч. неосновательного обогащения и процентов; возврат необоснованно списанных провозных платежей, восстановление записей по ЕЛС; иные вопросы по договорам оперирования/экспедирования.
*Для Портов – возмещение убытков связанных с повреждением вагонов, контейнеров, инфраструктуры; оплата штрафов связанных с задержкой вагонов, контейнеров под грузовыми операциями.
*Для Перевозчика – взыскание штрафов, платы за пользование вагонами, контейнерами, сборов за оказанные услуги и работы, платы за перевозку Грузов и иные вопросы применения Прейскуранта 10-01.
Таким образом, основные виды споров участников перевозочного процесса в основном классифицированы, по ним динамично формируется судебная практика. При этом, многие споры можно не доводить до суда, а разрешать их в рамках претензионного производства. |