Железная дорога. События в пути
Несоблюдение сроков доставки ГрузаУтрата, недостача, повреждение ГрузаРасчеты за перевозку Груза (в том числе пени, штрафы)Переадресовка ГрузаНевыполнение принятой заявки на перевозку ГрузаИскажение в накладной наименования Груза, особых отметок и сведенийУтрата перевозочных документовПревышение грузоподъемности (перегруз)Подача непригодного Вагона/Контейнера под погрузкуЗадержка Вагона/Контейнера под грузовыми операциямиИспользование Вагона/Контейнера без согласия ВладельцаПовреждение или утрата Вагона/КонтейнераИные вопросы участников перевозочного процесса
Новости
123...151617
Частные локомотивы

В 2021 году вновь станет актуальным рассмотрение юридических аспектов передачи в частные руки локомотивов (частная тяга). Есть множество взглядов на данный вопрос. Есть и плюсы и минусы, поэтому данный вопрос  до сих пор не нашел правового решения. Экономически частная тяга несет ряд значительных преимуществ для участников перевозочного процесса. Это конкуренция в ценовой политике относительно тарифов, плюс здоровая конкуренция относительно маршрутизации и сроков доставки грузов. В тоже время, сегмент магистральной тяги давно занят (систематизирован) единым Перевозчиком, это ОАО «РЖД». Есть также частные владельцы локомотивов, но это маневровые локомотивы, обеспечивающие подсыл вагонов на частных железнодорожных путях. Что касается магистральной частной тяги, то здесь пока нет частных игроков и правового регулирования (за исключением АО «Железные Дороги Якутии»). Хотя предложений по изменению ситуации много. Сложности законодатели видят в организации взаимодействия частных операторов, частных владельцев инфраструктур и развитой жд сети, где ОАО «РЖД» является единым Перевозчиком. Последние 20 лет происходила успешная интеграция в жд сеть частных прав на грузовые вагоны, но частные интересы в отношении локомотивной тяги оставались в стороне. Возможно, в ближайшие 5 лет, мы станем свидетелями значительных изменений в этой области, учитывая технологический прорыв в строительстве газотурбовозов, а также систем магнитной левитации. Данные технологии увеличивают прибыль на жд сети, но также требуют значительных инвестиций, которые может дать частный бизнес, в обмен на права собственности в отношении магистральной тяги. Это новый и очень прибыльный сегмент, поэтому частные компании всегда будут проявлять к нему значительный интерес.

Дата публикации: 2021-01-10 Подробнее
Контейнерная лихорадка

Перевозчики, экспедиторы и логисты, работающие с Китаем, отметили в начале декабря 2020 г. резкий рост цен на отправку контейнеров. По направлению Китай-Россия отмечается острый дефицит контейнеров. В связи с чем, цена фрахта взлетела на 70%, а иногда на 100%. Декабрь 2020 г. для морских контейнерных перевозок стал удивительным. Компания MAERSK, к примеру, вообще убрали с сайта возможность букирования онлайн. Компания SINOKOR разослал Клиентам письма о том, что приостанавливает букирование на весь декабрь 2020 г. Крупнейший контейнерный перевозчик CMA CGM прекратил прием заявок до конца декабря 2020 г. Из-за таких новостей стоимость морского фрахта взлетела. Скорее всего дефицит контейнеров возник из-за того, что товары из Китая в Северную Америку направлялись последние годы в больших объемах, а обратно контейнеры практически не направлялись, в силу ряда причин, в том числе из-за пандемии и разного рода ограничений. К чему приведет такая ситуация сказать сейчас сложно. Есть дисбаланс, который рынок морских грузоперевозок конечно выправит, произойдет саморегуляция, но когда это произойдет – вопрос. При данной ситуации, на внутриконтинентальных направлениях стабильным остается рынок железнодорожных грузоперевозок и рынок автомобильных грузоперевозок. Но, на межконтинентальных направлениях (морские контейнерные грузоперевозки) из-за пандемии наметился временный кризис, преодолеть который поможет смягчение таможенных ограничений. 

Дата публикации: 2020-12-03 Подробнее
АвтоТрансИнфо (АТИ)

Арбитражный суд Новосибирской области вынес долгожданное положительное решение в пользу нашего Клиента, согласно которому, ответственность за утрату груза, принятого Перевозчиком, привлекаемым через АвтоТрансИнфо (АТИ) или иную торговую площадку по размещению заказов на грузоперевозки, можно возлагать не только на Перевозчика, но и на посредников, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги.  Соответственно, расширяются юридические возможности для возмещения убытков, в случаях, когда утрата или повреждение груза произошли по вине Перевозчика, который иногда не является владельцем транспортного средства и при этом, является неплатежеспособным. Теперь ответственность за вред грузу можно возложить на других лиц, которые участвовали в электронном оформлении грузоперевозки.

Дата публикации: 2020-11-30 Подробнее
Взвешивание лесных грузов

ОАО «РЖД» начинают остановку экспорта круглого лесоматериала (кругляка) для взвешивания. Законодательно данный процесс еще не урегулирован, но остановка груза уже начинается. В обоснование правомерности остановки лесных грузов ОАО «РЖД» ссылается на ст. 26 Устава Железнодорожного транспорта РФ, указывая, что вагоны со штабелями леса грузоотправители не могут оформлять по обмеру как ранее, а должны взвешивать каждый вагон для определения массы груза. Учитывая данный факт, многие грузоотправители лесных грузов озадачены, учитывая, что на сегодня по прежнему действует Приказ Минтранса РФ от 19.09.2013 г. № 294 (с изменениями на дату 13.06.2019 г.). Согласно данному приказу Минтранса РФ лесоматериалы всяких пород могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом в универсальных платформах, полувагонах, специализированных вагонах. Согласно ст. 23 Устава железнодорожного транспорта РФ погрузка грузов осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров, согласно указанных на них трафаретам. Размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий.

Таким образом, лесные грузы, в частности круглые лесоматериалы (кругляк), могут перевозиться штабелями леса одного размера навалом или в упакованном виде в грузовых вагонах с соблюдением весовых характеристик по трафарету вагона. Т. е. обмер возможен по-прежнему.

Если говорить об экспорте круглых лесоматериалов, то согласно ст.ст. 5, 19 СМГС определение массы груза при международных грузоперевозках производится в соответствии с правилами национального законодательства страны грузоотправителя. Соответственно СМГС тоже не запрещает определять массу обмером.

Считаем, что в действиях ОАО «РЖД» возникают правовые сложности, т. к. ст. 26 Устава ЖДТ является диспозитивной, учитывая, что в ней есть фраза «может повлечь…». Т. е. статья 26 Устава ЖДТ не устанавливает императивный порядок, а говорит об определении массы (объем, вес и пр.) при отлагательных условиях, которые нужно дополнительно доказывать. Соответственно, ОАО «РЖД» остается использовать только «рычаг» взвешивания, т. к. согласно ст. 27 Устава ЖДТ Перевозчик (ОАО «РЖД») вправе в любое время, на станции отправления, в пути следования или на станции назначения проверять достоверность массы любого груза. Это действенный на сегодня механизм, который как минимум позволяет останавливать лесной груз, для выяснения обстоятельств наличия или отсутствия превышения грузоподъемности вагонов, в порядке ст.ст. 98, 102 Устава ЖДТ. Но, данный механизм ограничен штрафом, если есть превышение трафарета вагона, при этом полная остановка круглых лесоматериалов, в соответствии со ст. 26 Устава ЖДТ, может быть признана незаконной.

Считаем, что если данный спор дойдет до суда, а это наверняка произойдет, то при определении убытков пострадавших сторон, основному судебному исследованию будет подлежать п. 30 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.12.2016 г. № 374. Согласно п. 30 данных Правил прием лесных грузов к перевозке навалом, с определением массы по обмеру, не запрещен.

В любом случае, в соответствии со ст.ст. 25, 119 Устава Железнодорожного транспорта РФ, перспектива каждой спорной ситуации по остановке лесных грузов, будет рассматриваться, исходя из конкретных обстоятельств, указанных в акте общей формы, в коммерческом акте или в ином акте ОАО «РЖД». Будут учитываться род подвижного состава, наименование и вес груза, а также иные данные перевозочных документов и условия фактических обстоятельств остановки, удержания и/или непринятия груза.

Дата публикации: 2020-10-10 Подробнее
Верховный Суд поможет

Верховный суд РФ начал рассмотрение важнейшего спора между Грузоотправителями, РЖД и ТрансКонтейнером. С 2018 года РЖД пытается выставлять многомиллионные штрафы за превышение грузоподъемности платформ, на которые (платформы) ТрансКонтейнер грузит контейнеры, не учитывая грузоподъемность самих платформ (вагонов). При этом, штрафы РЖД предъявляет не ТрансКонтейнеру, а невиновному Грузоотправителю, который оформил перевозочный документ на контейнер, а не на платформу (вагон). Как следствие, нарушается основополагающий принцип ст. 309 ГК РФ, а также ст.ст. 98,102 Устава ЖДТ, согласно которому (принципу) к ответственности привлекается только виновное лицо. Специалисты компании ЖД-ЮРИСТ доказали в нескольких судебных инстанциях невиновность Грузоотправителей. Сейчас спор рассматривается уже в Верховном Суде РФ. Если получится закрепить достигнутое в Верховном Суде РФ, значит, большинство Грузоотправителей смогут избежать несправедливые штрафы РЖД. 

Дата публикации: 2020-09-29 Подробнее
123...151617